Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Главная » 2010 » Июнь » 21 » Журнал Рош а Шоно
|
Этой молитвой евреи символически сбрасывают с себя грехи прошлого.Элул — это время самоанализа и определения целей на предстоящий год, время приближения к Б-гу Осенние праздники начинаются в элуле — еврейском месяце предваряющем Рош hа-Шана, еврейский Новый год. Элул — это время самоанализа и определения целей на предстоящий год, время приближения к Б-гу. Когда наступает Рош hа-Шана, каждый из нас говорит с Б-гом наедине о событиях следующего года, и в этот момент нужно четко сознавать, о чем именно ты просишь. На протяжении всего месяца многие занимаются «хэшбон нэфэш», или «счетом души» — анализом своих поступков и свойств характера. Этот процесс требует некоторого углубления в прошлое и честного критического самоанализа, целью которого является самосовершенствование. У ашкеназских евреев, выходцев из Европы, есть традиция трубить в шофар каждое утро во время молитвы в каждый из дней элула — это должно всякий раз напоминать всем, кто слышит звуки шофара, о необходимости заняться самоанализом. Очень важен этот месяц и с исторической точки зрения — именно в первый день элула Моисей (после совершения греха золотого тельца) поднялся на гору Синай для получения вторых скрижалей Завета. Через сорок дней — в Йом Кипур (Судный день) — он вернулся к своему народу со скрижалями в руках, и это стало символом воссоединения еврейского народа с Б-гом. Своего пика подготовка к Дням трепета — от Рош hа-Шана до Йом Кипур — достигает в субботнюю ночь перед Рош hа-Шана, когда начинают произносить Слихот, особые молитвы с просьбами о прощении грехов, куда входит произнесение 13-ти принципов веры. Рош hа-Шана — это еврейский Новый год, знаменующий день сотворения первых людей, Адама и Евы. В этот день, который по праву можно назвать Судным, на Б-жественном суде раскрываются книги Жизни и Смерти и каждый из нас в личной беседе с Б-гом приводит самую вескую причину, по которой должно произойти «вторичное создание», то есть дарование еще одного года жизни.Утром накануне Рош hа-Шана совершают «hатарат недарим» — аннулирование всех клятв и обетов, позволяющее начать новый год с чистого листа. Услышать звуки шофара, рога, — основная заповедь Рош hа-Шана. Звуки эти символизируют три основные темы дня: звук коронации (Б-г воцаряется над миром), рыдания еврейского сердца (раскаяние в грехах) и «будильник», пробуждающий нас от сна грехов. Шофар напоминает нам и о сюжете из Торы об Авраhаме, собирающемся принести в жертву своего сына Ицхака и вдруг обнаруживающего в чаще молодого барашка, которого и приносят в жертву вместо Ицхака. Мы трубим в бараний рог в память о безграничной вере в Б-га, которую продемонстрировали Авраhам и Ицхак. В соответствии с традицией, это событие совершилось в Рош hа-Шана. В шофар не трубят, если Рош hа-Шана приходится на Шаббат. На праздничную трапезу в Рош hа-Шана подается круглая хала — символ законченности, завершенности года. Окунают хлеб и яблоко в мед, таким образом желая себе сладкого и доброго нового года. Кроме того, принято вкушать определенные фрукты, символизирующее все хорошее, на что мы надеемся в наступающем году. Окружающих принято приветствовать словами: «Ле-шана това тикатэв ватэхатэм!», что означает: «Да будешь ты записан в Книге Жизни на добрый год!» В первый день Рош hа-Шана читается молитва «Ташлих», которую принято произносить возле водоема, где водится рыба. Этой молитвой евреи символически сбрасывают с себя грехи прошлого. Когда первый день Рош hа-Шана попадает на Шаббат, она произносится во второй день праздника. Хотя решение о судьбе на последующий год записывается в Рош hа-Шана, оно не считается утвержденным вплоть до Йом Кипур. Таким образом, 10 дней между Рош hа-Шана и Йом Кипур являются решающим периодом, в который решается судьба большинства людей. В течение этих Десяти дней раскаяния мы занимаемся глубоким самоанализом и особенно осторожно относимся к своей речи, поступкам и исполнению заповедей. Йом Кипур После совершения евреями греха золотого тельца, Моисей попросил Б-га простить соплеменников. Искупление грехов совершилось в Йом Кипур, и Моисей спустился с горы Синай со вторыми скрижалями Завета. С того момента Йом Кипур считается днем, наполненным особой силой, которая направлена на исправление ошибок евреев (как индивидуальных, так и коллективных). С этого дня жизнь как будто начинается с чистого листа. Таким образом, Йом Кипур является в еврейском календаре самым святым днем. Существуют пять сфер физической вовлеченности, которые мы перекрываем для себя в Йом Кипур: еда и питье, умывание, втирание в кожу масел и косметических средств, половые отношения, ношение кожаной обуви. Пост Йом Кипур начинается после захода солнца и продолжается 25 часов вплоть до наступления следующего вечера. Хотя он и считается днем искупления грехов, совершенных против Б-га, он не исключает искупления грехов и прощения неверных поступков, совершенных по отношению к другим людям. Именно с этим связана общееврейская традиция просить перед Йом Кипур прощения у всех наших друзей, родственников или знакомых, которых мы могли обидеть или которым могли навредить в прошедшем году. Следующим осенним праздником является Суккот — время безграничной радости, когда мы выражаем полную веру в Б-га и радуемся подтверждению того, Он принял положительное решение относительно нашей судьбы в наступившем году. Суккот, праздник Шалашей Почти 3700 лет тому праотцу Аврааму было сказано: «От тебя пойдет новый народ, которому Я выделяю эту Землю (Аврам услышал эти слова, находясь в месте, впоследствии названном Страной Израиля). Но народ этот не сразу войдет в Землю, а будет 400 лет в изгнании..." Наш народ произошел от Авраама, Ицхака и Яакова. Однако, он сложился, окреп и был выделен для особой, предназначенной только ему роли, лишь пройдя через страшный плавильный котел египетского рабства. Представим себе человека, родившегося и выросшего в заключении. Что можно для него сделать? Безусловно, выпустить его на свободу. Но если чувствовать настоящую ответственность за него, видеть скрытый в нем потенциал, который, раскрывшись, может привести добро в мир, и помнить при этом, что этот человек (народ) вырос в рабстве, то можно ли ограничиться одним лишь открытием дверей? Выводя Свой народ из Египта, Всевышний не ограничился (если по отношению к Нему так вообще можно выразиться) освобождением и исходом, а, заодно, и наказанием фараона и его войска. Через 49 дней после освобождения евреи стояли все вместе у горы Синай и получали от Творца мира Тору - книгу, несущую мудрость и знания, благодаря которым мы стали поистине уникальным народом, выдержавшим невероятные трудности и испытания и в течение более 3300 лет не изменившим своей вере, своему языку и своей Земле. Праздником свободы является Песах. Дарование Торы мы празднуем в Шавуот. Но в Торе говорится о трех главных праздниках года. Все три они связаны с Исходом из Египта, из рабства. Что же могло остаться недостаточно раскрытым и, скажем, недостаточно прочувствованным в Песах и Шавуот? Чтобы расставить правильно акценты во всем многообразии жизни свободного человека (народа), чтобы не утратить всю полноту связи, установившейся между Творцом и Его народом, чтобы год от года углублять понимание нашей роли, нашего места в мире и в истории и, наконец, чтобы обновить и даже как-то освежить ощущение радости, заложенной на самом деле в каждом из нас, Всевышний дал нам праздник Суккот. Начинается Суккот 15-го числа месяца Тишрей и продолжается 7 дней в Земле Израиля, и 8 дней – странах Диаспоры. Из них первый день (в Диаспоре – первые 2 дня) - полный праздник, Йом Тов, а остальные шесть дней – «праздничные дни», отличающиеся от полного праздника тем, что в них можно делать многие из «будничных» дел, которыми не занимаются в йом тов, - как раз для того, чтобы йом тов стал «полным праздником». На иврите такой праздничный день называется Холь а-Моэд – в буквальном переводе: «будни праздничного периода». (Кроме того, Тора выделяет восьмой день от начала празднования Сукот, т.е. 22-ое Тишри, для другого, самостоятельного праздника - Шмини Ацерет (в Диаспоре – опять же, 2 дня: Шмини-Ацерет и Симхат-Тора. Но об этом - позже.) Что же такое сукка: шатер, шалаш, домик? «В сукках сидите семь дней...» - заповедал нам Вс-вышний в Торе. Переводится это слово,давшее название празднику Суккот, как «шатер» или «шалаш», а в старых русских переводах – «кущи» (тогда и сам праздник Суккот назывался праздником Кущей). Но по сути слово сука - означает «жилище», любое жилище, крыша которого сделана из осстветствующего покрытия, называемого на иврите схах. Все растительное подойдет для схаха: ветки, с листьями, хвоей или без, дощечки, планки и т.п. Такая крыша, безусловно, не оставляет впечатления надежно укрывающей от непогоды. Но именно в этой ненадежности и заключается смысл того, что только такая крыша пригодна для жилища в Суккот! Потому что она - эта «дырявая» крыша - символизирует отказ от, в общем-то, опасной иллюзии, что нас может защитить от любой невзгоды и непогоды «надежная» крыша (стены, власть, деньги, танки, лекарства и т.д., и т.п.). Нет. В конечном итоге, в трудный час нас защищает Вс-вышний. Да мы ведь и сами знаем это: вспомним хорошенько свои переживания в сложные или опасные минуты нашей жизни. К сожалению, человек устроен так, что вспоминает об этом только в такие моменты. Это тоже немаловажно, но хотелось бы гораздо большего - ведь знание и ощущение связи со Вс-вышним и зависимости от выполнения Его воли может предотвращать наступление бедственных моментов, да и вообще поворачивает жизнь в другую сторону... Обычно сразу же после Йом Кипура, т.е. за пять дней до Суккот, приступают к построению сукки. Одни строят во дворе домик из фанеры или пластика, другие, те, кто живет в собственном доме, имеют обычно специальное помещение, в котором только крыша заменяется на схах, а третьи - на все дни праздника превращают в сукку свой балкон (в последнем случае над балконом-суккой не должно быть другого балкона, иначе такое сооружение не может считаться сукой: ведь соседский балкон будет защищать его от дождя!). В таком жилище и проводят все семь дней праздника: в нем едят, пьют, учатся, беседуют, если позволяют погодные условия – спят (погодные условия России, как правило, не позволяют…). Еврейский закон называет в Суккот дом человека - временным жилищем, а сукку - постоянным. Законы, связанные с суккой • Сукку строят таким образом, чтобы там могли разместиться, как минимум, все мужчины семейства (включая мальчиков старше 13 лет), а также и предполагаемые взрослые гости-мужчины. В любом случае ни длина, ни ширина сукки не могут быть меньше 70 см, хотя могут быть как угодно большими. Высота же суки не должна превышать примерно 12 метров. • Законы Торы не предписывают женщинам выполнение заповедей, время исполнения которых предписано или ограничено. Причина тут очевидна: мать должна иметь возможность выделять столько времени, сколько потребуется для заботы о своих детях. Однако когда построена сукка достаточных размеров, то праздничные трапезы проводят в ней все члены семьи и гости. • Как и другие праздники, Суккот начинается перед заходом солнца. Хозяйка дома зажигает свечи, и через некоторое время в синагоге начинают праздничную вечернюю службу (маарив). • Возвращаясь домой, как в субботу и другие праздники, делают кидуш - освящение дня - над бокалом вина. Делают его в сукке. При этом произносят специальное благословение, в котором благодарят Всевышнего за эту особенную заповедь - находиться в сукке. • Как и любую субботнюю и праздничную трапезу, трапезу в вечер первого дня Суккот начинают с благословения на хлеб (в данном случае на столе - две халы). Но перед этим делают нетилат ядаим – омовение рук. (Это не мытье рук - руки перед нетилат ядаим должны быть уже чистыми). • Многие обмакивают кусочек халы не в соль (как это делается в течение всего года), а в мед - как в Рош а-Шана. • Как и любую трапезу, в течение которой ели хлеб, заканчивают выражением благодарности Всевышнему - произносят Биркат а-Мазон - благодарение за еду, за Землю Израиля, за этот праздник, за Иерусалим и за все хорошее, что мы имеем в жизни. (В другие дни, если хлеб не ели, произносят очень краткое благословение - благодарность за еду.) - Если идет дождь или (как в северных странах) сильный мороз, то нельзя находиться в сукке. И не просто «можно не находиться», а именно нельзя быть в ней, ибо сильный дождь означает, что Всевышнему по какой-то причине не угодно наше пребывание в сукке. • Принято украшать стены сукки плодами, которыми славится Земля Израиля, а также другими приятными глазу предметами, соответствующими атмосфере праздника. Арбаа миним – 4 вида растений На следующее утро еврейские общины собираются в синагогах на праздничную службу. Казалось бы, обычное, ожидаемое явление. Но сразу же бросается в глаза одно отличие: в руках у мужчин находится нечто вроде зеленой сабли или шпаги. Это - лулав (нераскрывшаяся пальмовая ветвь). Тора предписывает каждому еврею выполнить определенную заповедь в каждый из семи дней Суккот (кроме субботы). А именно: взять в руки лулав, три веточки мирта (адасим), две ветки речной ивы (аравот), сделать из них один пучок и соединить его с особым цитрусовым плодом – этрогом. Внешне он похож на лимон – но только внешне. Все вместе их называют Арбаа Миним – «четыре вида» (растений). Точный порядок таков: пучок заготавливают заранее. Утром, перед выполнением заповеди, берут в левую руку этрог, а в правую - пучок. Произносят специальное благословение (браху) - благодарность Вс-вышнему за эту заповедь - и тут же соединяют вместе пучок и этрог. При этом до произнесения брахи этрог держат как бы в неправильном положении - черенком вверх, а затем - после объединения с пучком - черенком вниз. Как уже говорилось, так поступают в каждое утро праздника (кроме субботы). Но и после выполнения заповеди о четырех видах с ними сразу не расстаются. Дело в том, что утром в праздники важной составной частью молитвенной службы является Аллель - чтение определенных глав из Книги Псалмов (Сефер Тегилим. В Суккот Аллель читают, держа в руках арбаа миним - «четыре вида». Какой же такой особенностью обладают эти четыре вида растений, что Тора предписывает в Суккот соединять их каждый день, а затем читать гимн Всевышнему, держа их в руках?Лулав - пальмовая ветвь - может приносить плоды (финики), но не дает запаха. Адасим - веточки мирта - известны своим приятным запахом, но не приносят плодов. Арава - речная ива - не дает ни того, ни другого. А этрог - это плод, да еще с сильным влекущим запахом. Так и еврейский народ. Есть в нем люди, которые стараются учить Тору, но добрые дела совершают не более, чем средние, обычные люди. Есть в нем и те, кто отличается очень многими добрыми делами, но учение Торы - не их сильная сторона. Конечно, есть и те, кто пока еще не отличился ни учением Торы, ни добрыми делами. И, наконец, есть мудрецы - знатоки Торы, освещающие нашу жизнь светом Торы и украшающие ее добрыми делами. Каждый еврей относится к той или иной категории. Но только вместе, и именно вместе, мы становимся народом, избранным Творцом для выполнения особой задачи: раскрыть суть и вознести Имя Вс-вышнего перед всем человечеством, чтобы, как мы знаем из книг пророков, народы пришли в Землю Израиля, поднялись в Иерусалим и, освобожденные от всех «измов», признали Его Господином мира, началом и причиной всего, единственным источником добра... Такова цель всей человеческой истории, и в ее рамках каждый народ имеет свои задачи. Чтобы выполнить нашу задачу, нам надо быть настоящими евреями и прежде всего быть по-настоящему объединенными. В Суккот мы объединяем все четыре вида и читаем алель, держа их в руках - вместе. Законы, связанные с Арбаа Миним Арбаа миним (четыре вида растений) покупают за несколько дней до праздника, стараясь выбрать с учетом возможностей, знаний и вкуса лучшие из имеющихся. Хорошо, чтобы в каждой еврейской семье был хотя бы один собственный набор растений - арбаа миним. Как и пребывание в суке, выполнение заповеди (мицвы) об объединении четырех видов зависит от фактора времени (только семь дней в году), и поэтому она относится только к мужчинам (и мальчикам - с 13 лет). После утренней молитвы в первый день Суккот устраивают вторую (дневную) праздничную трапезу, естественно, тоже в суке. Ее обычаи по сути совпадают с обычаями первой (вечерней) трапезы. В Хол а-Моэд праздничные трапезы не обязательны, но принято ходить друг к другу в гости. Естественно, принимают гостей в сукке. В субботу, приходящуюся на один из семи дней праздника, заповедь арбаа миним не выполняется. К концу седьмого дня Суккот заходят в сукку и как бы прощаются с ней. Однако праздник не кончается - Суккот плавно переходит в новый праздник - Шмини Ацерет, 2-й день которого в Диаспоре именуется Симхат-Тора (в Израиле Шмини-Ацерет и Симхат-Тора – один день). Сидеть в сукке в эти день не положено. Шмини Ацерет и Симхат Тора В Торе сказано, что на восьмой день от начала Сукот будет у нас еще один, самостоятельный праздник. Его название - Шмини Ацерет - показывает, что на восьмой день (шмини) кого-то задержали (ацерет). Кого задержали и зачем? Учителя народа - хахамим - приводят такой пример. Царь пригласил своих детей на семидневный пир. Когда пришло время расставания, царь сказал: «Дети, я хочу обратиться к вам с просьбой. Пожалуйста, задержитесь еще на один день». Так и в Торе говорится: «На восьмой день будет у вас праздник». Будучи, в принципе, совершенно независимым от Суккот праздником со своими молитвами и обычаями, Шмини Ацерет все же имеет один общий с днями Суккот элемент: в молитвах и благословениях этого дня мы называем его «Зман Симхатейну» - время нашей радости. То же говорится и во все дни праздника Суккот. Продолжая нашу притчу о царе, можно сказать, что дети не только согласились остаться у него, но и добавили к продолжающемуся пиру что-то от себя, чтобы сделать его еще более веселым и радостным. Наши учителя - хахамим - постановили, что в это день - Шмини Ацерет - евреи будут заканчивать ежегодный цикл чтения Торы и тут же вновь начнут чтение ее сначала. Так в Шмини Ацерет вошел еще один элемент - Симхат Тора - праздник завершения цикла чтения Торы и начало нового. Тора состоит из пяти книг, из 54 недельных глав. Каждую субботу в синагоге (а в течение недели евреи - дома) читают еженедельный отрывок. Начинают чтение в Шмини Ацерет и заканчивают в Шмини Ацерет. И так весь народ поступает уже почти две тысячи лет. Законы и обычаи Шмини Ацерет и Симхат Тора Зажигание свечей - как перед наступлением субботы и других праздников. Вечером в синагоге после праздничной молитвы (маарив) выносят из Арон а-Кодеш – ковчега, места хранения свитков Торы (самое святое место в синагоге) - все имеющиеся свитки и устраивают торжественную процессию-хоровод вокруг зала синагоги - с песнями и танцами и с Торой в руках. Процессию повторяют семь раз - так что многие, если не все, имеют почетную возможность пройти круг со свитком Торы. Вечером - праздничная трапеза (ее обычаи - как в первый день праздника Суккот). Утром после праздничной молитвы - шахрит - снова торжественная процессия, песни и танцы, а потом - очень торжественное и очень праздничное завершение чтения Торы. При этом если в обычную субботу вызывают к чтению Торы только взрослых (и мальчиков с 13 лет), то в этот день вызывают всех детей, и можно представить себе их радость. Немедленно начинают читать первую еженедельную главу – «Берешит». Днем - последняя праздничная трапеза. Вне Земли Израиля, где наши учителя установили традицию день полного праздника (Йом Тов) отмечать два дня, содержание первого дня Шмини Ацерет не включает специфики Симхат Тора, а все обычаи Симхат Тора приходятся на второй день Шмини Ацерет.
Рецепты на праздники Избранным Народом Круглая хала Ингредиенты: - дрожжи сухие - 2 ч.л. - сахар - 1 ч.л. - вода (теплая) - 2.5 стакана - растительное масло - 1 стакан - сахар - 1 стакан - яйцо - 4 шт. - мука - 9-10 стаканов - яйцо (взбитое с 1 ст. ложкой воды) - 1 шт. Способ приготовления: 1) Положите дрожжи в большую миску и немного присыпьте сверху сахаром (1 ч. ложка)Добавьте воды и оставьте на 5-10 минут. Смешайте дрожжи, яйца, растительное масло и сахар. Добавьте несколько стаканов муки. Продолжайте размешивать, добавляя понемногу муку до тех пор, пока тесто не перестанет липнуть к рукам. Месите тесто, пока не получите однородную массу. Немного смажьте тесто растительным маслом и положите в миску. Накройте полотенцем и оставьте на 2 часа подниматься в теплом месте. 2) Смажьте растительным маслом 2 противня. Если хотите - можете присыпать противни корицей. 3) Разделите тесто на 4 равные части. От первой части отделите кусочек теста, величиной с ладонь, сделайте круглую лепешку и положите ее на смазанный маслом противень. Из оставшейся части раскатайте «змейку» и выложите, закручивая от центра к краю, на лепешку. То же повторите с оставшимися тремя частями теста. Накройте халы полотенцем и оставьте подниматься еще на 2 часа в теплом месте. 4) Смажьте халу яйцом, взбитым с водой, при желании посыпьте маком. 5) Хорошо разогрейте духовку. Выпекать следует при температуре 180С в течение 40 мин. После того как халы испеклись, не вынимайте сразу из духовки - оставьте их ненадолго внутри, чтобы от резкого перехода температуры они не упали.
Медовый пирог
Ингредиенты: - 4 стакана муки - 3 яйца - 450 г. мёда - 1 1/3 ст. сахара - 3 ст. ложки маргарина - 1 стакан крепкого кофе - 2 ч.л. питьевой соды - 1 ч.л. корицы Способ приготовления: 1) Взбейте вместе яйца и мёд. Добавьте сахар и снова перемешайте. Смешайте кофе с питьевой содой, а затем добавьте маргарин и взбитые яйца. Затем – муку, корицу и всё перемешайте. 2) Смажьте маргарином или растительным маслом противень и посыпьте его мукой. 3) Пирог выпекается в духовке при температуре 160 градусов в течение часа.
Золотой морковный цимес. Ингредиенты: - морковь - 750г - жир - 2 ст.л. - соль - 1/2 ч.л. - вода - 1 стакан - изюм - 1/2 стакана - чернослив - 1 стакан - сахар (жженый) - 6 ст.л. - корица - 1/2 ч.л. - гвоздика (молотая) - 1/4 ч.л. - лимонный сок - 1 ст.л. - апельсиновые цукаты - 2 ст.л. - мед - 2 ст.л. Способ приготовления: 1) Нарежьте очищенную морковь кружочками толщиной около 3 мм. Разогрейте жир. Положите в него морковь и припустите (минут 5), то есть жарьте на небольшом огне, не давая зарумяниться. 2) Добавьте воду, сахар и доведите до кипения. Положите остальные продукты и тушите на малом огне 2 часа. Следите, чтобы цимес не пригорел и, если понадобится, добавьте воды (кипятка). 3) Затем снимите крышку и оставьте цимес на малом огне еще на 20 мин. Сладкого Вам года - во всех смыслах этого слова!!!
|
Категория: Новости |
Просмотров: 681 |
Добавил: orlover
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|