Будут ли у вас к нему претензии, если вы видите, что он теперь приходит на работу позже или реже, но дела идут — нормально?
(статья откуда-то из интернета, откуда именно уже неизвестно) Если зарплата платится за сделанную работу, то правильная
зарплата — это зарплата справедливая. Сколько сделал — столько и получил. Так
ли это? Универсальный бизнесмен на этот вопрос только улыбнется: «Бывает
по-разному… В зарплате справедливости нет!»
Вот, например, поставленный вами директор в работу вломился,
крутился как белка в колесе и в конце концов
наладил работу на предприятии. И теперь несколько расслабился.
· Имеет
право? Вы ведь хотели — хорошую работу на предприятии? Он это вам — сделал?
Будут ли у вас к нему претензии, если вы видите, что он
теперь приходит на работу позже или реже, но дела идут — нормально?
Вопрос философский… И, возможно, будет вполне справедливо,
если вы теперь (под благовидным предлогом) уменьшите ему зарплату: теперь-то он
работает меньше?
· И
аналогия есть убедительная: так работают многие аудиторские фирмы. Они берутся
за то, чтобы наладить у вас какой следует бухгалтерский учет, исключительно
творчески выполняют эту страшную работу, берут с вас за это достойные деньги,
после чего на место бухгалтера садится девушка без всякого творчества и
получает весьма умеренную зарплату за достаточно простые бухгалтерские
операции.
Но не менее справедливым может оказаться и недовольный взгляд
утомленного директора: он, собственно, и крутился как ненормальный для того, чтобы
наладить производство. Он ведь — наладил? И если все теперь работает, по сути,
без него, чем вы недовольны? Может быть, мне надо было работать чуть хуже,
чтобы я был нужен на работе каждую минуту, как раньше?
· Последнее
звучит уже почти как угроза и вслух обычно не проговаривается. И правильно.
Все верно, и эти игры опытному руководителю хорошо
известны. Он в курсе, что сотрудник, выбравший играть против руководителя за свою
зарплату, вместо собственно дела устроит имитацию бурной деятельности (так и
называется: «ИБД»), и дело доделывать не будет, чтобы вместе с окончанием дела
не закончилась и зарплата… Все верно, но ведь и руководитель тоже не дурак и
эти игры тоже видит.
· И
доплачивает тем сотрудникам, которые с ним в эти игры не играют. А игроков
против него, особенно самых удачливых, рано или поздно — увольняет.
В зарплате справедливости — нет. Точнее, тут справедливостей
столько, сколько и игроков, поэтому самая точная формула зарплаты такова:
Искусство зарплаты — это поле свободной игры.
И все
определяется — только результатом.
Зарплату платят за что — или для чего?
Каждый народ имеет то
правительство, которого он заслуживает. Каждый сотрудник имеет ту зарплату…
Закончите сами
Вопрос о справедливости зарплаты встает только на традиционном
предприятии, поскольку на традиционном предприятии зарплату платят за что. Естественно. ЗА ЧТО платят
зарплату?
На обычном
традиционном предприятии зарплата платится просто за прошлое: сотрудник,
как специалист, свое отработал — за сделанную работу зарплату получил. На продвинутом традиционном предприятии
зарплата складывается уже из многих частей, например сотруднику оплачивается:
его работа как специалиста,
его человеческие качества: преданность и желание
работать,
наличие нужных связей или отсутствие ненужных...
многое чего другого.
Однако
на традиционном
предприятии в любом случае — это плата за
что. А на эффективном
предприятии платят зарплату Для чего. В соответствии с принципом
поддержки деньги платятся не как зарплата, а как вклад в работника, и этот
вклад делается исходя и для будущего: «Я плачу тебе за сделанное, чтобы ты
работал со мной дальше».
На эффективном предприятии руководитель исходит из того,
что работа есть естественная деятельность, и за нее не платит. Как шофер
заправляет бензином машину не за то, что она проехала, а для того, чтобы она
везла груз дальше, так и руководитель делает в работника вклады, исходя из трех
основных задач. А именно, он
дает деньги, необходимые сотруднику для
поддержания жизнедеятельности,
он удерживает деньгами нужного работника у себя
и
управляет с помощью зарплаты его трудовым поведением.
Управляет тем, что, как и сколько он будет делать.
Это
три основные задачи (ответственность) руководителя и три главные функции зарплаты.
Проще всего разбираться с первой функцией зарплаты:
«поддержание жизнедеятельности работника, поддержание его прожиточного
минимума». Понятно: если работнику полученных у вас денег будет серьезно не хватать,
он будет искать подработку, а это вас может уже не устраивать. Естественно,
прожиточный минимум у каждого свой, и в штатных ситуациях его обычно объявляет
сам работник.
· Этот
программист привык жить на 500 долларов в месяц — значит, ему столько и
требуется. Если жизнедеятельность главного бухгалтера, имеющего загородный
коттедж, рассчитана на 1500 — он столько у вас и спросит.
Другие зарплатные функции куда как более сложны. Итак,
Удержание
нужного работника
Вторая функция зарплаты — удержание нужного работника:
сотрудник должен решить, что он выбирает работать у вас. Многие наемные
работники в ситуации торга о будущей зарплате пользуются прекрасной формулировкой:
«Вы заплатите столько, сколько
считаете правильным. А я посмотрю на сумму и решу, интересно ли мне с вами работать».
· Тут
надо учитывать, сколько платят конкуренты, к которым он может пойти работать
также. Но обязательно учтите и привходящие, не зарплатные факторы: атмосфера в
коллективе, интересность работы, социальные льготы и пр. И самооценку работника
— насколько он себя ценит?
Сколько правильно платить зарплаты, чтобы работник за нее
держался? В рамках того, что вы можете, — ту сумму, которую сотрудник считает
«правильной». «Правильная» зарплата — это чисто субъективное ощущение, но для
каждого человека оно существует. Маленькая зарплата вызывает ощущение «не
ценят», «обманывают» и не хочется работать, потому что «неперспективно».
Большая зарплата («большая» по ощущению сотрудника) расслабляет и не мотивирует
работать лучше, потому что денег и так хватает с запасом.
Что же такое «правильная» величина зарплаты? Как можно ее
определить?
Это легче пояснить на примере. Когда я преподавал психологию
управления в одном из институтов повышения квалификации, мне, естественно,
приходилось и принимать экзамены. Я прекрасно понимал всю условность
экзаменационной процедуры, понимал, что от самых прекрасных экзаменов слушатели
уже не поумнеют (а мне, как преподавателю, важнее всего было именно это), но
экзамены были, и я их принимал. Как? Легко. Я смотрел на лица, на поведение
слушателей и мгновенно вычислял, кто на какую оценку внутренне претендует.
· «Этот
рассчитывает на пять, эти четверо будут настаивать на четверках, это группа
«трояков», а эти — возможные пары…»
Хорошо, теперь сопоставляю со своими возможностями ставить
«отл», «хор» и прочие «уд» (а эти негласные нормы есть в каждом институте, у
каждого преподавателя), после чего вношу нужные коррекции, кого нужно
подтянуть, а кого — опустить. Все, теперь у меня по их оценкам ясность есть,
осталась последняя задача: как можно быстрее убедить сдающих мне экзамены, что
именно этой оценки они и заслуживают.
· Повторю:
учил я их на лекциях и, надеюсь, учил наилучшим образом. Сдача экзаменов
выполняет не учебную, а дисциплинарно-администрат>ивную функцию, чтобы к Институту
и Учебным Курсам, а также Преподавательскому Составу студенты относились с
уважением. Ну и пожалуйста.
Так же и с зарплатой: я, как руководитель, знаю, какие у
меня возможности, далее я смотрю на запросы сотрудников. Этот знает, что он
стоит дорого, эти считают себя середнячками, эта и эта согласны на минимум.
Хорошо. Аналогично вношу коррекции, убеждаю в единственности выбора — и мы
дружно работаем. У сотрудников теперь — «правильные» зарплаты.
Кстати, и в личной жизни тоже самое: один
человек претендует на ваше внимание раз в месяц и совместного обеда в ядовитом
фаст-фуде хватит ему далеко и надолго. Другому же надо платить пятью
телефонными разговорами в неделю, а также дарить ей цветы (но не какие-нибудь
там астрочки!) Ну а третий – не пойдет к
вам на иную зарплату, как соответствующую должности «вместе и навсегда».
И, как в бизнесе, очень важен первый момент
переговоров об оплате: как отношения начались, так они и пойдут. Уменьшить
расходы (материальные и душевные) вам уже вряд ли позволят. Все это, однако, не
отменяет и общих принципов (есть же тарификационная сетка на госпредприятиях!)
Помните французское: «Если вы не водите жену каждый уик-энд в дорогой ресторан,
то не имеете права требовать от нее верности»? Впрочем, это Франция — там и зарплаты
другие…
Управление трудовым поведением, или
Как зарплата влияет на работу?
Третья функция зарплаты — это управление трудовым
поведением. Если вы сформулировали перед сотрудниками их задачи и даже отдали
конкретные распоряжения, это еще вовсе не значит, что теперь все будет
выполнено качественным образом и в срок. Необходимо:
привлечь
внимание сотрудника к тем задачам, которые перед ним ставятся,
замотивировать на их выполнение,
надо сделать работника управляемым в принципе! —
и политика зарплаты здесь может решить очень многое.
Если вы руководитель и хотите, чтобы сотрудник работал
больше (качественнее, внимательнее, быстрее), у вас есть веер вариантов.
Вы можете повысить
ему зарплату, чтобы он…
· Например,
зарплата едва покрывает прожиточный минимум и ему приходится «крутиться», чтобы
выжить. Вы даете ему деньги — у него
освобождается время и силы — он начинает
работать лучше.
Вы можете пообещать
повысить ему зарплату, если он…
· У
него есть время и силы работать лучше, и этот сыр его замотивирует.
Вы можете пообещать
понизить ему зарплату, если он не…
· Товарищ
боязливый, а за работу держится.
Вы можете понизить
ему зарплату, для того чтобы он…
· Сотрудник
к работе привязан и не уйдет, а сейчас ему денег, похоже, слишком много и он не
напрягается. Значит, стоит напрячь.
И все это может сработать. А может не сработать ничего,
потому что сам уровень зарплаты на работу сотрудников прямо не влияет, и
принцип системности предлагает нам внимательнее посмотреть на еще один элемент
во всем этом взаимодействии, а именно — на личность работника. Принципиально важным оказывается понять,
что это за человек, каков его психологический портрет, каковы его ценности и цели.
Портрет работника
Вообще не работник:
лентяй или пьяница. Если он
пьет, то зарплата на качество (точнее, отсутствие качества) работы влияет мало:
премии мотивируют его не к работе, а к выпивке, начинаешь штрафовать — не
хватает на молоко его детям, а на бутылку он найдет всегда. Может работать
интенсивно, но недолго.
Что с ним делать?
Первое — такое вообще на работу брать не надо. Если же на
какую-то, обычно низкоквалифицированную, работу никто, кроме таких, не идет, то
единственный выход — «метод сменной обоймы». Замысел в том, чтобы максимально
упростить введение в курс дела, подготовить под такого человека рабочее место
так, чтобы при необходимости заменять один экземпляр другим с минимальными
потерями: так же легко, как меняется патрон в обойме.
· Присматриваться
к человеку тем не менее имеет смысл всегда: бывает, что зарплата человека не
держит, а вот уважение такой вроде бы совсем «не работник» — ценит.
Денежник
(Работник). Человек осознанно и конкретно ищет заработок, и, если есть
возможность, работая больше, больше получать, эту возможность он использует
всегда. Его устраивает и процент, и сдельная оплата труда, он готов работать и
сверхурочно, но не за улыбку. Даже на праздники подарки и прочие знаки внимания
предпочитают получать в денежном варианте,
· «Я
сам соображу, какой подарок мне себе купить!»
и тусовку на работе не понимают. Многие также не понимают,
почему бы им не воровать.
· Впрочем,
среди работников, ценящих прежде всего деньги, нередко встречаются и люди с
совестью.
Деньги — хороший поводок, и денежник, как работник,
теоретически достаточно управляем. Практически же в России пока мало кто знаком
с тем, что такое дисциплина рабочего поведения, и возможность точного, детального
управления рабочим поведением такого сотрудника обеспечивается только системой
«дискретной оплаты» (смотри ниже).
Карьерист. В
этом названии нет отрицательного смысла: это просто работник, который ищет
повышения и хочет сделать карьеру. Это самый управляемый тип сотрудника, но
штраф для него страшен потерей не денег, а расположения руководства, и шелест
ласкового голоса шефа в его сторону для него так же сладкозвучен, как и шелест
«зеленых» в его бумажнике. Для него важнее не сам размер сегодняшней зарплаты,
а отношение руководства к нему и связанные с этим перспективы служебного роста:
будущие должности, функционал и количество работников под его началом.
· И
за возможность приобрести необходимый опыт такие люди готовы работать долго,
честно и даже от души.
Зарплатник. Зарплатник
напрягать себя не любит и ищет стабильную работу со стабильной зарплатой. Если
часть зарплаты ему заменить пакетом социальных услуг (оплата транспортных
расходов, медстраховка, оплачиваемые обеды и прочее), он будет еще более
счастлив, потому что по большому счету ему нужны не деньги, а поддержание его
привычного образа жизни. Главное для него обычно — дом, семья или его
развлечения, а работа — это только место работы. Кормушка. Зарплатник отработал
— и ушел.
Что управляет его рабочим поведением?
Зарплатник боится потерять свою кормушку, и, играя на этом
(от замечаний в самой теплой форме до холодных предупреждений и штрафов),
добросовестного выполнения его рабочих обязанностей добиться реально.
· Следите
только за тем, чтобы все эти меры выглядели как «справедливые», иначе
результатом будет не работа, а раздражение.
А вот напрячь на сверхурочные или посадить его на процент
вам удастся едва ли: личным временем и лишним усилием зарплатник не поступится.
Именно к типажу Зарплатника относятся совершенно парадоксальные
данные о том, что повышение денежного вознаграждения влияет на работу только в
пределах 15-20 процентов. То есть, если у токаря зарплата была 100 у.е. и вы
повысили ее до 120 у.е., он за это работать может лучше. Но если вы повышаете
зарплату дальше, например до 150 у.е., это только выкидывание денег на ветер:
токарь будет работать так, как он может и хочет, а не как вам надо. Потому что
он — Зарплатник!
Романтик. Романтик
всерьез знает, что не в деньгах счастье,
· В
других словах: не верит в свои силы зарабатывать их сколько надо
и поэтому вместо денег на работе ищет среду обитания по
душе. Это может быть и дружеская тусовка, и любимая работа, главное, чтобы на
работу тянуло.
· Вариант:
чтобы ты понимал, что не идти ты не можешь.
Если ты детский врач, о зарплате говорить смешно и
главврач — урод последний, но у детей скарлатина, и ты пойдешь к детям, а не к
другу в Центр шарлатанской медицины с нетрадиционными окладами.
· Романтик.
Для сотрудников собеса работа — второй дом, и держит там
не зарплата, а свой коллектив и понимание, что пенсионеры, как бы ни были они
вредны и бестолковы, без тебя окажутся реально без куска хлеба.
· Романтик.
Также и парень-программист: если ему понравилось ваше
крутое оборудование с километрами памяти, он натянет на уши наушники и,
покачиваясь под долбежку тяжелого рока, будет сидеть отлаживать программы, пока
охранник не погонит его домой. Он не хочет уходить вечером с работы, потому что
дома его ничего лучше не ждет.
· Тоже
Романтик.
Да, Романтик работает самостоятельно, с энтузиазмом и от
души, но именно поэтому управлять его трудовым поведением затруднительно. Если
вы его в чем-то убедите, вам повезло, он, скорее всего, это учтет. Если же нет
— как только вы отвернетесь, он все будет делать по-своему, потому что на его работе
самый главный для него человек — он, а вовсе не вы, его руководитель. Да, от
премий Романтики не отказываются и вычетов не любят, но всерьез стимулы и
штрафы влияют только на настроение Романтика, а не на качество и интенсивность
его работы. Им интересно, и они работают от души. А будет неинтересно, они
начнут работать формально или уйдут, и зарплата будет не определяющим фактором.
Что делать с Романтиком, если от него нужна не просто
работа, а такая, какая нужна вам? — Разбить
выполняемую работу на трудовые функции и далее его дрессировать, как зайчика или песика, по всем правилам искусства
дрессировки.
Подробнее об этом, в частности:
Система
дискретной оплаты
Система дискретной оплаты состоит в том, что вы платите не
единую зарплату за единый массив «работы в целом», а разбиваете выполняемую работу
на трудовые функции и оплачиваете каждую функцию отдельно. Или не оплачиваете —
если она на данный момент оказалась не выполнена. Внешне, по деньгам, это
аналогично штрафу, но внутренне, по психологическому содержанию, совершенно другое.
· Одно
дело — оштрафовать за прокол, другое — не оплатить работу, которая не
выполнена. В первом случае, штрафуя, вы отнимаете его кровное и вы — его враг,
во втором — не отдаете впустую кровное свое. Вы просто разумный человек.
Финансово выходит одинаково, а психологически разница — огромная.
Сколько и какие трудовые функции следует выделять?
В каждой профессии различных трудовых функций — десятки,
и, как показывает практика, нет смысла учитывать выполнение по каждой из них,
вполне достаточно поставить «на деньги» те, которые для вас особенно актуальны.
Часто оправдывает себя схема, по которой половина зарплаты выплачивается всегда
(как прожиточный минимум), а остальные пятьдесят процентов делятся на пять
трудовых функций. Тогда, например, зарплата
секретаря может включать следующие (проверенные годами) разумные доплаты:
приход без опозданий — 10%;
на работе занята работой (а не трепом или личными
делами) — 10%;
инициативность, бодрость и прилежание в работе
(не спать, активно думать, искать возможности сделать лучше и быстрее) — 10%;
корректность (отсутствие конфликтогенов в общении)
— 10%;
душевность и теплота в атмосфере общения — 10%.
Эта идея покажется заманчивой очень для многих руководителей,
которые иногда годами не могут «построить» своих секретарей, но без одного
дополнительного штриха ее практическая реализация может быть затруднительной.
Действительно, а кто должен вести весь этот учет и в
случае чего формулировать претензии? Вы, руководитель? Да, вы можете это
делать, но хлопот у вас хватает и без этого, кроме того, эта слегка
обвинительная работа (как бы ни была она справедлива) едва ли будет вам
радостью. Но есть выход: делегирование этих полномочий. Кому? Тому, кому это
ближе всего и территориально, и по кругу должностных обязанностей: самому секретарю.
В этом куда как более творческом варианте подхода нужную
короткую записку-отчет готовит вам в конце месяца сама секретарь, где,
анализируя свою работу, сама подводит себе итоги: «опозданий не было» (или
были…), «работала без трепа и ссылок на плохое самочувствие» (или не совсем
так), «за этот месяц научилась тому, освоила то, придумала дельное вот что…»
(список прилагается), «конфликтогенов ни одного, тепла и душевна как обычно,
спасибо шефу. Итого, считаю, заработала зарплату всю!»
· Ура!
Мы рады за обе стороны.
Итого: хотя финальное решение по сумме зарплаты осталось,
естественно, за вами, всю подготовительную работу вы с себя скинули. И это
правильно. Другой серьезный плюс этой методы в том, что каждый месяц, не
прилагая никаких специальных усилий, без нотаций и ругани, вы самым серьезным
образом концентрируете внимание своего работника на главных пунктах его ответственности.
Система дискретной оплаты — не догма, а открытое поле для
творчества, гибкий инструмент, позволяющий эффективно направлять и точнее
настраивать работу и учебу сотрудников. Какие конкретно пункты для именно этого
сотрудника или именно этой должности ставить на отдельную оплату, вы можете не
угадать с первого раза, но никто не может помешать вам в следующий месяц
выставить более продуманную систему. Более того, опыт одной организации здесь
легко передается в другую аналогичную, и что касается работы администраторов и
менеджеров, то наш опыт говорит, что на доплату имеет смысл ставить следующие
пункты:
Достойный внешний
вид
· Включающий
не только манеру одеваться, но в большей степени манеру держаться, держать
себя: походка, осанка, выражение лица.
Энергия работы
· Работать
без отвлечений и трепа, проявлять творчество и инициативу.
Стабильность
эмоционального состояния
· В
штатной ситуации — заряжающая энергия и оптимизм, в ситуации трудной или конфликтной
— спокойствие и внутренняя собранность.
Внимательное
отношение к клиентам
· Заметить,
быстро оказаться рядом, осветить улыбкой, дать разъяснения, помочь в затруднении. При конфликте — терпимость,
понимание, доброжелательность.
Конструктивность в
общении
· Готовность
понять собеседника и умение выработать с ним согласие. Об этом вам всегда
сообщат те, кто работает рядом, и во многих случаях вы почувствуете это сами.
Или не почувствуете…
Эффективность
рекламы
· Точная
подстройка к интересам клиента, яркая и увлекающая к покупке речь.
Чтобы
узнать свою настоящую зарплату, вам нужно уволиться
Если вы работаете на кого-то на традиционном предприятии,
можете быть уверены: вам недоплачивают. Принцип «объегорить», принцип «выиграл
— проиграл».
· Издержки:
частая смена кадров, взаимоотношения в коллективе по образцу «гадюшника».
На
эффективном предприятии работает принцип «выиграл — выиграл»: руководство
заботится о достойной зарплате сотрудников, сотрудники заботятся о качестве
своей работы и процветании фирмы в целом.
На традиционном предприятии, когда хороший сотрудник
всерьез ставит вопрос о своем уходе, в девяти случаях из десяти ему вдруг
предлагают все то, что было совершенно невозможно до этого: и отсутствующую
должность, и другую зарплату, и что хотите еще.
· И
приговаривая: «Мы ценим хороших сотрудников!»
На эффективном предприятии такого не бывает: не потому,
что здесь не ценят хороших сотрудников, а потому, что их ценят тогда, когда они
работают, и платят им не занижая.
А как быть, если предприятие государственное и оплата
строго фиксирована? Как показывает практика, и тут есть варианты. Когда я
собрался уходить с такого, пусть любимого, но нерентабельного (для меня)
производства, мне неожиданно предложили следующее: «Зарплату мы вам повысить не
можем, хоть убейте. Но зато предлагаем меньше работать. За те же деньги – всего
несколько часов
в неделю».
Я подсчитал — оказалось рентабельно!
Если вы цените сотрудника, то платите ему,
пока он работает,
а не когда он собирается уходить.
|