Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Главная » 2010 » Июнь » 25 » П. связано с дисциплинами, микро- и макро- эк-ка (расчет пок-лей), эк. статистикой
22:34 П. связано с дисциплинами, микро- и макро- эк-ка (расчет пок-лей), эк. статистикой |
П. связано с дисциплинами, микро- и макро- эк-ка (расчет пок-лей), эк. статистикой (экстраполяция и др.), менеджмент (определяющая часть менеджмента - планирование).1. Сущность и роль планирования в системе рыночной экономики П. – определение опт. пропорций развития фирмы и в целом народного хоз-ва на основе научного продвижения всех источников жизнедеят-ти. - это основа определения научно обоснованного будущего и получение искомых результатов. План и рынок – взаимодоп. эл-ты эк-ой сис-мы. Управление соц-эк развитием на основе денежно-кредитной, налоговой, таможенной политики без сбалансированных общегос. планов себя не оправдывает. Рыночное П. внутрихоз. деят-ти служит основой современного маркетинга, произв-ого менеджмента и в целом всей эк-кой сист-ы хозяйствования. П. связано с дисциплинами, микро- и макро- эк-ка (расчет пок-лей), эк. статистикой (экстраполяция и др.), менеджмент (определяющая часть менеджмента - планирование). Особую роль играет связь с мат. статистика. На основе статистич. данных мы прогнозируем развитие рынка, определяем сезонность и т.д. Прогнозирование имеет большое значение в системе рын. эк-ки, т.к. оно часто позвол. избежать серьезных ошибок. Процесс П. на уровне отрасли предполаг. координацию п/п (их планов), что имеет важное значение для эк-ки в целом. П. явл. необходимым эл-том управления эк-ой. П. явл. неотъемлемой частью регулир-ия рынка и его функционирования. П.- определ-е буду-щего на научной основе, при этом искл. интуитивное определ-е будущего. П. осуществляется на базе знаний эк-ки, статистики, анализа и базируется на объективных эк. законах. П. осущ-ся ради установления и регулир-ия системы во всех эк. взаимоотношениях м/у производителями и потребителями с min затратами мат. и трудовых ресурсов. Гл. задача П. - достижение опт. рез-тов в процессе проектирования пр-ва и реал-ция прод-ции в определ. период времени. Система П-ия - взаимосвязь отношений всех пок-лей, участвующих в разработке всех видов П. Гл. основным звеном П явл. п/п. Руководство п/п отвечает за П, орг-цию работы, снабжение и сбыт. Задачи П в достаточной мере могут показать его роль в системе рыночной экономики: 1) повышение эф-ти пр-ва и max возможное удовлетворение потребностей общ-ва, 2) рационализация работы: рациональное использование прир. рес-ов и охрана окр. среды. Факторы, обусл. необходимость П-я в условиях рын. эк-ки: общественный хар-р пр-ва усложнение межотраслевых и региональных связей неспособность рыночной эк-ки к саморегулированию, особенно на кризисных стадиях воспроизводственного цикла деятельность гос-ва как субъекта рын. отношений. Преимущества применения П: проясняет возникающие проблемы, - улучшает координацию действий на п/п, - улучшает контроль в орг-ции, - увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой инф-цией, - способствует более рациональному исп-ю ресурсов Рыночное планирование как целенаправленная внутрихоз. деят-ть позволяет рассматривать одновременно множ-во взаимосвязанных эк-ких, соц., организационных, инвестиционных, управленческих и др. проблем как единую целостную систему.
2. Формы и методы планирования, их зависимость от системы экономического управления Форма планирования – совокупность различных видов планирования, применяемых одновременно на отдельном предприятии. Формы планирования и виды планов классифицируются: 1. По обязательности плановых заданий: -Директивное планирование – процесс принятия решений обязательного характера. Директивные планы имеют адресный характер и очень детализированы. Применяется в большей мере при плановой экономике, а не при рыночной. -Индикативное планирование – наиболее распространенная форма госуд.планирования макроэкономического развития. Индикативный план не носит обязательного характера, а направляющий, рекомендательный. 2. По сроку планирования и степени детализации плановых расчетов: - Перспективное планирование – охватывает период более 5 лет. Такие планы определяют долговременную стратегию п/п, социальное, экономическое и научно-технологическое развитие. -Среднесрочное планирование – от 1 до 5 лет. Составляется 5-летний план и детализируется 1-ый год до уровня текущего плана. - Текущее планирование – период до 1 года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное и суточное планирование. 3. По содержанию плановых решений: - Стратегическое планирование – на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития. Основная цель – создание потенциала для выживания п/п при изменениях внешней и внутренней среды. В условиях плановой экономики стратегическое планирование не развивалось, так как изменений среды п/п не было. В рыночной экономике оно получило свое развитие. Эффективно на долгосрочный и среднесрочный период. - Тактическое планирование – процесс создания предпосылок для реализации новых возможностей. При нем составляются планы социального и экономического развития фирмы как программа производственных, хозяйственных и социальных мероприятий на определенный период. Эффективно на краткосрочный и среднесрочный период. - Оперативно-календарное планирование – процесс реализации тактического плана, организация повседневной работы. Увязывает все элементы п/п в производственный организм. - Бизнес-планирование – для оценки целесообразности внедрения мероприятия (инновации). Наиболее характерно для рыночной экономики, так как используются рыночные подходы: исследование рынка, анализ внешней среды и пр. 4. Также характеристика по другим критериям: 4.1. по степени охвата: общее П (охватывается все аспекты проблемы) и частичное П (определенные области) 4.2. по объектам П: целевое П (определение стратегических и тактических целей), П средств (оборудования, персонала, финансов и пр.), программное П (реализация конкретных программ), П действий. 4.3. По сферам планирования: П сбыта, производства, персонала, приобретений, инвестиций и пр. 4.4. По глубине планирования: агрегированное П (планирование цеха), детальное П (подробный расчет и описание процесса). 4.5. По координации во времени: последовательное П (П – один процесс, состоящий из нескольких последовательных этапов), одновременное П (все параметры планов определяются одновременно). 4.6. По учету изменения данных: жесткое и гибкое. 5. 1)Отраслевое: нар. хоз-во ==> федер. бюджет ==> отрасли ==> объединения ==> предприятие ==> отдел (цех) 2)Региональное: развитые регионы ==> слабые регионы. Метод планирования – технический прием, процедура или инструмент для успешного выполнения задачи. Методы планирования: 1. Научный – использование знаний о предмете планирования и внутренних и внешний экономических факторах. К нему относятся индукция и дедукция, синтез и анализ, являются самыми точными, так как основаны на теории и фактах, являются фундаментом планирования. 2. Экспериментальный – основан на анализе и обобщении информации. 3. Нормативный – основан на примени исходных данных, выраженных в виде норм и нормативов. Производится расчет предполагаемых вариантов на основе утвержденных норм и нормативов. Характерен для плановой экономики, при которой просчитывались нормы и нормативы. 4. Балансовый – наиболее часто используемый. На основе бух.баланса рассчитываются показатели, характеризующие платежеспособность п/п, источники формирования средств, использование ресурсов и рентабельность. 5. Системно-аналитический – основан на использовании данных прошлых лет. Данные изучаются, определяется закономерность, строится тренд. 6. Экономико-математический – основан на представлении всех процессов п/п в виде матриц и закономерностей. 7. Творчество – основан на личностных качествах менеджера. Характерен для «гибкой» организации. => для рыночной экономики. Ни один метод не работает изолированно, все эти методы работают в совокупности и взаимосвязи. Методы планирования: централизованный (государственный) - свобода нижестоящих органов при согласовании планов; жестко централизованный - план дается сверху без всякого согласования, не учитывается специфика предприятия, его интересы, количество и качество определяется наверху, исходя из потребностей гос-ва, предприятие подстраивается под госплан; Экономические – использование эк. данных всех уровней для достижения ряда показателей (спрос, рентабельность, с/с..). Черты административной экономики: план идет сверху вниз (планирование по вертикали) – н/х ==> отрасль ==> объединения ==> предприятие ==> цех … Фактор конкуренции отсутствует. При рыночной эк-ке планирование исходит из спроса потребителей и предложений конкурентов: корпорация предприятие потребители; гос. бюджет предприятие конкуренты (взаимосвязи).
3. Принципы планирования. Система планов крупного п/п. Планирование базируется на следующих основополагающих принципах: непрерывности; гибкости, единства, точности, участия. Принципы - это правила, которые необходимо учитывать в процессе разработки плана. 1. Принцип единства (холизма) предполагает системный характер планирования на п/п, во главе всех планов должен быть единый план (сводный); отсутствие единства планирования приводит к расхождению всех показателей. Единство – взаимодействие подразделений на гориз. и вертик. уровнях планирования и управления. Холизм – состоит из принципа координации и интеграции. Принцип координации охватывает взаимодействие единиц одного уровня; доказывает, что одна отдельная единица не может работать эффективно. Принцип интеграции охватывает взаимодействие единиц разного уровня. Координации и интеграция воздействуют не только на экономич системы, но и на технологии производства. 2. Принцип участия (коллегиальности). Главное не правильность плана, а что бы каждый в нем участвовал. Главное не результат, а процесс планирования. План - продукт участия разработки. Планы организации должны быть личными планами работников, тогда у них будет мотив для их реализации. 3. Принцип непрерывности: а) все планы ранжированы (операционный, текущий и т.д.) и они отличаются по срокам; б) планы не носят циклического характера, планы все время пополняются. Принцип непрерывности заключается в том, чтобы планы разрабатывались с учетом перспектив развития предприятия и являлись основой для составления планов в будущем, но кроме того, необходимо учитывать и предшествующие планы, результаты их выполнения. 4. Гибкость. Принцип гибкости подразумевает возможность постоянного внесения корректив в принятые ранее решения или их пересмотра, в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. 5. Принцип точности – плановые документы на п/п должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в которой это позволяют внешние и внутренние условия деятельности. При оперативном и краткосрочном планировании требуется более высокая степень детализации, а при стратегическом и долгосрочном – можно ограничиться выбором общей цели и составлением приближенного расчета. Все вышеназванные принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности. Правильное соблюдение принципов создает эффективную работу фирмы и уменьшает риск при планировании. Одним из основных требований к планированию в рыночной экономике является его системный характер. Система – существование совокупности взаимосвязанных элементов и наличие единого направления их развития, ориентированного на общие цели. Система предполагает охват всех сторон жизнедеятельности экономической системы, сбалансированность ее составляющих. Виды и формы планирования многообразны, поэтому их применение требует системного характера. Планирование бывает стратегическое и тактическое, перспективное и текущее, но все эти виды должны взаимодействовать друг с другом. Долгосрочное планирование часто приравнивают к стратегическому, взаимоувязка его с тактическим и есть цель системного планирования. Система планирования строится на принципах иерархии. Результатом процесса планирования является система планов. Система планов п/п - это взаимозависимость и взаимообусловленность с целью достижения гармоничности самих планов. Система планов п/п: 1. Стратегический план (генеральный) – на 5 лет вперед, видение, миссия, цели п/п, его место в будущем, стратегии действий 2. Общефирменные планы – составляются как продолжение стратегического плана, определяют главные задачи развития организации. Основа – план развития организации. 3. Оперативные планы п/п: - общефирменные планы текущей деятельности (хозяйственные планы или планы прибыли) – планы на 1 год по производству товаров (услуг) и поставке их на рынок - текущие планы подразделений – дополняют общефирменные. 4. Программы и проекты – направлены на развитие одного из аспектов жизни п/п. Для крупных организаций характерна разработка наступательных планов, которые предполагают развитие организации (производство новых товаров и услуг, выход на новые рынки, завоевание конкурентного преимущества). Крупные п/п обладают высоким экономическим потенциалом, поэтому определяют пути выхода на новые позиции, а малые п/п вынуждены составлять оборонительные планы, нацеленные на удержание своих позиций на рынке и предупреждение банкротства. Планы развития п/п оформляются чаще как бизнес-планы.
4. Прогнозирование и планирование, их сущность, особенности, взаимосвязь В условиях рыночной экономики деятельность предприятий в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они могут предвидеть перспективы своего развития в будущем, т.е. от прогнозирования. Прогноз - предположительная оценка будущего состояния предприятия. Предприятия используют прогнозы с целью предусмотрения возможных вариантов развития своего бизнеса, они прогнозируют будущие события или условия их возникновения. Планирование и прогнозирование связаны тем, что это род предвидения, получения информации о будущем. Но есть и определенные различия этих понятий. Прогнозирование – предполагает описание возможных или желательных аспектов, состояний, решений, проблем будущего. Также к прогнозированию можно отнести описание будущего на основе эрудиции, работы подсознания, а также использование опыта и знание обстоятельств. Прогнозирование - процесс формирования перспектив поведения объекта на основе анализа тенденций его развития. Планирование – целеполагание, проектирование, оно основано на принятии решений о проблемах, выявленных на стадии прогнозирования, на учете всех критических аспектов будущего. Таким образом, прогнозирование предшествует планированию с одной стороны, а с другой стороны – является его составной частью. Так прогнозирование применяется на этапе анализа среды и разработки предпосылок для формирования стратегии, осуществляется на стадии реализации планов для оценки отклонений от планов. По составу прогнозирование шире планирования, так как состоит из показателей не только относительно фирмы, но и ее внешней среды. То есть прогнозирование с одной стороны выступает как источник необходимой информации для выработки целей и базовой страте-гии, а с другой стороны - как поиск конкретного стратегического плана. Т.о. прогнозирование выступает элементом перспективного планирования и является инструментом, позволяющим перевести количественные характеристики деятельности в некий набор показателей, взаимосвязь долгосрочных, краткосрочных и среднесрочных планов развития. При составлении прогноза выделяют 2 фазы: Качественное прогнозирование - это: раскрытие тенденций и закономерностей, определение связи настоящего и будущего, выявление тенденций прогнозируемого периода, установление сроков действия выявленных тенденций и факторов. Количественное прогнозирование - получают некоторый набор конкретных цифр развития экономической системы на рассматриваемый период. Прогнозирование эффективно, если вероятность события достаточно велика. По периодам, на которые делается прогноз, выделяют: оперативный прогноз - на перспективу, если не ожидается существенных изменений, краткосрочный - рассчитан на период, на протяжении которого ожидаются только количественные изменения, среднесрочный - рассчитан на перспективу с преобладанием количественных изменений над качественными, долгосрочный - преобладание качественных изменений над количественными.
5. Стратегическое планирование на предприятии Стратегическое планирование – разработка стратегии деятельности фирмы. Основная задача СП – обеспечить нововведения, необходимые для жизнедеятельности п/п. Функции СП: распределение ресурсов адаптация к внешней среде координация и регулирование хозяйственных процессов организационные изменения СП включает следующие этапы: определение миссии предприятия – установление смысла существования п/п, его предназначения, роли и места в рыночной экономике формулирование целей и задач функционирования п/п – определение уровня, на который необходимо вывести деятельность фирмы анализ и оценка внешней среды – исследование макросреды (состояние экономики, правовое регулирование, инфраструктура и пр.) и непосредственного окружения (покупатели, поставщики, конкуренты и пр.) анализ и оценка внутренней структуры п/п – определение внутренних возможностей и потенциала п/п (исследование и разработки, производство, маркетинг, ресурсы), выявление угроз, слабых и сильных сторон фирмы разработка и анализ стратегических альтернатив выбор стратегии. Стратегический план включает в себя видение и миссию, общие цели, определяющие место организации в будущем. Составной частью стратегического плана является политика п/п. Также он включает следующие разделы: корпоративная миссия, продукция (услуги), конкуренция, рынки, ресурсы, деловой «портфель», инновации, инвестиции. Стратегический план является ориентиром для принятия решений на более низких уровнях, общие цели организации, определенные в нем, конкретизируются в цели текущей деятельности. СП может быть наступательным (предполагает деловое развитие фирмы: освоение новой продукции, выход на новый рынок и пр.) или оборонительным (нацелен на удержание достигнутых позиций). Генеральное целевое планирование – основная и главная форма стратегического планирования, включает определение основных стратегических и оперативных целей п/п на определенный период времени, определяет основные действия по целям. К ГЦП относятся: Задание цели и разработка концепции п/п, области действия, достигаемые результаты Определение важнейших стоимостных показателей, показателей соц.-экон. развития, изучение основных рыночных показателей, отношения к участникам рынка и государству, к персоналу. Создание имиджа п/п. Стратегическое планирование включает 2 блока: 1) разработка стратегического плана развития 2) прогнозирование в условиях действующего хоз. механизма. Прогнозирование с одной стороны выступает как источник необходимой инф-ции для выработки целей и базовой стратегии, с другой - как поиск конкретного стратегического плана. Т.о. прогнозирование выступает эл-том перспективного П. и явл. инструментом, позвол. перевести количественные хар-ки деят-ти в некий набор пок-лей, взаимосвязь долгосрочных, краткосрочных и среднесрочных планов развития. Задачи, решаемые СП капитальных вложений: СП КВ позволяет использовать ресурсы п/п для получения наилучших соц.-экон. результатов. Помогает ответить на следующие вопросы: 1. Общий объем кап.вложений на плановый период 2. Конкретные инвестиционные проекты на будущий период 3. Инвестиционный портфель п/п и источники финансирования. СП КВ решает вопросы по получению определенных объемов по части доходов и в итоге получает ли п/п прибыль, определяются расходы и источники их покрытия и производится контроль над действиями по достижению и реализации проектов.
|
Категория: Новости |
Просмотров: 798 |
Добавил: orlover
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|